Навигация по сайтуНавигация по сайту

Законы памяти

Законы памяти Наверное у каждого в жизни были случаи, когда забывалось что-то важное. «Ведь я же учил это!» - восклицают школьники и студенты. «Почему же я не могу теперь этого вспомнить?». «Да вы давали мне это поручение, но я совсем забыл о нем» - оправдывается сотрудник перед начальством». Думаю в подобной ситуации оказывался каждый из нас.

С чем же связано, что мы не можем запомнить нужную информацию и воспроизвести ее в случае необходимости? У ученых и психологов нет однозначного ответа на этот вопрос, однако выявлены некоторые закономерности работы нашей памяти, их еще называют законами памяти. С их учетом разработано ряд методик, способствующих лучшему запоминанию информации.

В чем же заключаются основные законы памяти?

memory-human-1

1) Закон внимания.

Для качественного запоминания информации необходима предельная концентрация внимания на изучаемом материале. Нужно по возможности полностью исключить отвлекающие факторы:

- посторонние мысли,

- шум: телефонные звонки, телевизор, радио и т.п.;

- усталость и раздражение;

- спешку.

2) Закон яркости.

Лучше всего мы запоминаем все необычное и яркое. (В течение дня мы встречаемся со множеством людей, но запоминаем только тех, которые чем-то отличались от других, выделялись из толпы). Поэтому для лучшего запоминания информации необходимо придать ей яркий необычный вид. (Представьте текст написанные на воздушном шаре или цифры, выложенные цветами на асфальте и т.п.).

3) Закон значимости.

По значимости информация для людей делится на 3 группы. В первой группе находится жизненно важная информация (режим питания, возможные опасности и т.п.). Она запоминается практически без усилий и навсегда. Ко второй группе относится интересная и субъективно важная для человека информация. Она тоже усваивается достаточно легко и быстро. В третью группу входит вся оставшаяся информация. Ее просто огромное количество и запоминается она хуже всего.

pamjat

Чтобы облегчить запоминание информации из 3 группы нужно:

- хотя бы временно вызвать у себя интерес к этой информации;
- убедить себя в важности для вас этой информации (представьте те выгоды, которые она может вам принести – успешная сдача экзамена и поступление в престижный ВУЗ, более быстрое продвижение по службе, победа в конкурсе). В этом случае информация попадет во 2 группу и запомниться гораздо надежнее.

4) Закон деятельности.

Если с информацией производятся какие-либо действия, она запоминается лучше. Можно что-нибудь посчитать, сравнить какие-то параметры друг с другом, вывести какие-то закономерности и т.д.

5)Закон понимания и осмысления.

Поняв и осмыслив то, что прочитали или изучили, вы очень поможете своей памяти.

6)Закон предыдущих знаний.

Замечено, что изучаемая информация взаимодействует с той, что уже хранится в нашей памяти. Происходит процесс сравнения, выделения общих признаков, установление ассоциативных связей. Поэтому чем больше у нас информации по какой-либо теме, тем легче усваиваются новые знания. Отсюда следует вывод: чтобы запоминать лучше, надо запоминать больше.

7)Закон настройки и установки.

На запоминание информации нужно настроиться. Решите, на какой период нужно запомнить информацию: год, день, месяц, всю жизнь. Перед изучением нового материала постарайтесь вспомнить то, что вам уже известно по данному вопросу.

8)Закон тормозов памяти.

Выделяют два процесса, тормозящих запоминание. Проактивное торможение: предыдущая запоминаемая информация ухудшает запоминание последующей. Ретроактивное торможение: последующая запоминаемая информация ухудшает запоминание предыдущей. Наличие этих процессов связано с тем, что в мозгу происходят процессы усвоения и размещения информации.

1-12

Поэтому:

- запоминать важную информацию лучше утром или вечером, т.к. в это время влияние этих процессов минимальное;

- нужно делать перерывы при запоминании;

- не изучайте однотипную информацию друг за другом (не стоит учить математику после запоминания исторических дат, так как оба эти предмета связаны с цифрами).

- после чтения и запоминания информации не занимайтесь сложной деятельностью, лучше погуляете. Мозгу нужно время, чтобы разместить полученную информацию по ячейкам памяти.

9) Закон временного слоя.

Информация хранится в памяти слоями, т.е. информация, изучаемая примерно в одно время, хранится рядом. Поэтому, если хотите что-нибудь вспомнить, постарайтесь припомнить то, что вы делали в этот день.

10) Закон тематического слоя.

Помимо временного слоя памяти различают еще и тематический. Т.е. информация по схожей тематике храниться в мозге рядом. Поэтому, пытаясь вспомнить нужную информацию, воспроизведите в памяти близкую по теме.

Основываясь на этих законах психологи разработали ряд методик и тренингов, позволяющих не только развить и укрепить память, но и научиться формировать в своей голове алгоритм быстрого поиска нужной информации. Со своей стороны могу порекомендовать тренинг "Записная книжка в голове" . Прохождение данного курса позволит: лучше запоминать информацию и быстрее ориентироваться в больших массивах информации; развить память, повысить скорость мышления и реакцию.

Он включает в себя 8 практических занятий по следующим темам: организация памяти (как из кучи информации в голове сделать аккуратную стопку); система опор (позволят запоминать и воспроизводить информацию в любом порядке); матрицы запоминания (технологии запоминания информации) и их применение в различных сферах деятельности и многое другое.

Отличительной особенностью этого тренинга является то, что материал подан в интересной игровой форме, здесь много тестов, упражнений, игр, шуток. В общем будет не только полезно, но еще и очень интересно.

Опубликовано: 29.12.2014 в 16:39

Похожие статьи

Вперед Назад

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Выберите себе хорошего специалиста!

Понравилось? Поделитесь с друзьями или разместите у себя: